Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Каневской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Интерактивный комплекс «Стол логопеда»
Лучшая практика поддержки семей с детьми, в том числе воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
Наименование практики: «Интерактивный комплекс «Стол логопеда» как средство речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями» Целевая аудитория: дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста Цели практики: развитие речевых навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями Задачи практики: Задачи ознакомительно-адаптационного цикла: ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при его использовании. Задачи коррекционно-образовательного цикла: формирование и развитие у детей речевых навыков: закрепление автоматизации звуков, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи; формирование и развитие навыков работы в групповой деятельности: осознание общей цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности; развитие диалогической речи при групповом взаимодействии; развитие мотивации к коррекционному процессу. Задачи творческого цикла: развитие воображения; развитие познавательной активности.
Краткое описание практики: Практика содержит опыт внедрения в логопедическую работу интерактивного оборудования, которое применяется в групповых занятиях по развитию коммуникативных навыков с детьми младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения в развитии. Именно у обучающихся с умственной отсталостью отмечается снижение речевого развития, познавательной активности, скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации, а также у детей значительно снижена мотивация к обучению. В связи с данными особенностями детей работа при помощи использования программных обеспечений интерактивного комплекса направлена на формирование и развитие всех необходимых речевых навыков, умения выстраивать детьми согласованных действий, которые будут приводить к общему результату, а также развитие навыка построения диалога в совместной деятельности. Важно отметить, что данные технологии позволяют своей яркой и динамичной наглядностью, разнообразностью функций использования, полностью вовлечь детей в коррекционный процесс, тем самым увеличивая их мотивационную сферу. Информация о публикациях о практике в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: Публикация в научном журнале РИНЦ «Обществознание и социальная психология». Тема статьи: «Использование интерактивных технологий как средства формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня». Ссылка: Научный журнал «Обществознание и социальная психология» Выпуск №5-1 (49) 2023..pdf — Google Диск (стр.107). Сообщество в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_11 https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_16 https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_185 https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_338 https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_559 Сообщество в социальной сети Одноклассники: https://ok.ru/group/70000001472202/topic/156200713022410 https://ok.ru/group/70000001472202/topic/156423734651850 https://ok.ru/group/70000001472202/topic/156696073825226 Официальный сайт учреждения: Основные этапы внедрения практики:
Краткое описание результатов внедрения практики: Использование интерактивного оборудования является одним из эффективных средств развития речевых процессов у детей с интеллектуальными нарушениями, потому что включает многофункциональность в применении логопедической работы. Сюда входит возможность воспроизведения аудио- и видео- материалов, наполненность специализированными программами, включающие игры с запоминающимися ярким сюжетами, а также осуществление самостоятельного управления через сенсорно-тактильное восприятие. Благодаря всему этому увеличивается способность к коммуникативному накоплению, а в последующем приводит к активному речевому воспроизведению. Опыт работы с использованием интерактивного стола демонстрирует исключительно положительные результаты: у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными – 100% повышается мотивация речевого общения — 89% развиваются произносительные умения и навыки – 85 % пополняется и активизируется словарь – 80% корректируется грамматический строй речи, связная речь – 75% развивается мелкая моторика, зрительное восприятие – 91 % формируются навыки чтения и письма – 55% Описание влияния внедрения практики на повышение уровня жизни получателей социальных услуг: Практика влияет на коррекцию и развитие речевых навыков, а также на предоставление возможности в формировании коммуникативных навыков детей в групповых формах работы, тем самым развивая социализацию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов. Внедрение данной практики повышает эффективность логопедического занятия, что выражается в положительной мотивации ребенка, увеличении количества задач, которые решаются на занятии, разнообразии форм представления учебно-игрового и наглядного материала и форм организации образовательной деятельности. Ребенок активно включается в процесс овладения правильной и красивой речью. Оценка возможности тиражирования практики: Актуальность внедрения интерактивного оборудования в коррекционный процесс с каждым днем возрастает. В связи с этим проявляется востребованность в изучении материалов по использованию и внедрению интерактивных комплексов в коррекционную работу. Таким образом, разработанный материал может служить методическим сопровождением специалистов коррекционно-педагогической сферы разных регионов РФ в различных учреждениях, в которых внедряются интерактивное оборудование. Результаты о внедрении практики размещены: на официальном сайте учреждения, в социальных сетях ВКонтакте, в Одноклассниках; в районной газете Каневские Зори от 15 февраля 2024 г. № 7 «Волшебство в наших руках»; 19 февраля 2024 г. опыт работы по внедрению практики предоставлен на Школе передового опыта «Успешные практики в социальной сфере. Опыт работы организаций социального обслуживания Краснодарского края» на базе ГКУ КК «Краевой методический центр»
Учитель-логопед ГКУ СО КК «Каневской реабилитационный центр» Соляник Д.В.
|