Версия для слабовидящих

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края

«Каневской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Интерактивный комплекс «Стол логопеда»

 

Лучшая практика поддержки семей с детьми,

в том числе воспитывающих детей

с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

 

Наименование практики: «Интерактивный комплекс «Стол логопеда» как средство речевого развития детей с интеллектуальными нарушениями»

Целевая аудитория: дети с ограниченными возможно­стями здоровья и дети-инвалиды с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста

Цели практики:  развитие речевых навыков у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Задачи практики:

Задачи ознакомительно-адаптационного цикла:

ознакомление детей с интерактивным столом и правилами поведения при его использовании.

Задачи коррекционно-образовательного цикла:

формирование и развитие у детей речевых навыков: закрепление автоматизации звуков, просодических компонентов речи, фонематического анализа и синтеза, лексико-грамматического строя речи, связной речи;

формирование и развитие навыков работы в групповой деятельности: осознание общей цели, самостоятельное решение поставленных задач, достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

развитие диалогической речи при групповом взаимодействии;

развитие мотивации к коррекционному процессу.

Задачи творческого цикла:

развитие воображения;

развитие познавательной активности.

 

Краткое описание практики:

Практика содержит опыт внедрения в логопедическую работу интерактивного оборудования, которое применяется в групповых занятиях по развитию коммуникативных навыков с детьми младшего школьного возраста, имеющими интеллектуальные нарушения в развитии. Именно у обучающихся с умственной отсталостью отмечается снижение речевого развития, познавательной активности, скорости восприятия, переработки и воспроизведения информации, а также у детей значительно снижена мотивация к обучению.

В связи с данными особенностями детей работа при помощи использования программных обеспечений интерактивного комплекса направлена на формирование и развитие всех необходимых речевых навыков, умения выстраивать детьми согласованных действий, которые будут приводить к общему результату, а также развитие навыка построения диалога в совместной деятельности. Важно отметить, что данные технологии позволяют своей яркой и динамичной наглядностью, разнообразностью функций использования, полностью вовлечь детей в коррекционный процесс, тем самым увеличивая их мотивационную сферу.

Информация о публикациях о практике в средствах массовой информации и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:

Публикация в научном журнале РИНЦ «Обществознание и социальная психология». Тема статьи: «Использование интерактивных технологий как средства формирования коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи 1-2 уровня».

Ссылка: Научный журнал «Обществознание и социальная психология» Выпуск №5-1 (49) 2023..pdf — Google Диск (стр.107).

Сообщество в социальной сети ВКонтакте:

https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_11

https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_16

https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_185

https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_338

https://vk.com/public215934904?w=wall-215934904_559

Сообщество в социальной сети Одноклассники:

https://ok.ru/group/70000001472202/topic/156200713022410

https://ok.ru/group/70000001472202/topic/156423734651850

https://ok.ru/group/70000001472202/topic/156696073825226

Официальный сайт учреждения:

https://kanevskoy-rc.ru

            Основные этапы внедрения практики:

  1. Закупка оборудования;
  2. Знакомство с комплектующим интерактивного оборудования;
  3. Изучение программных обеспечений, встроенных в интерактивный комплекс, идущих в комплекте флэш-карт);
  4. Систематическое использование оборудования в практике работы учителя-логопеда;
  5. Оценка результативности использования интерактивного оборудования;
  6. Составление собственных рекомендаций по использованию интерактивного оборудования в коррекционном процессе.

            Краткое описание результатов внедрения практики:

Использование интерактивного оборудования является одним из эффективных средств развития речевых процессов у детей с интеллектуальными нарушениями, потому что включает многофункциональность в применении логопедической работы. Сюда входит возможность воспроизведения аудио- и видео- материалов, наполненность специализированными программами, включающие игры с запоминающимися ярким сюжетами, а также осуществление самостоятельного управления через сенсорно-тактильное восприятие. Благодаря всему этому увеличивается способность к коммуникативному накоплению, а в последующем приводит к активному речевому воспроизведению.

Опыт работы с использованием интерактивного стола демонстрирует исключительно положительные результаты:

у воспитанников значительно возрастает интерес к занятиям, они чувствуют себя более успешными – 100%

повышается мотивация речевого общения — 89%

развиваются произносительные умения и навыки – 85 %

пополняется и активизируется словарь – 80%

корректируется грамматический строй речи, связная речь – 75%

развивается мелкая моторика, зрительное восприятие – 91 %

формируются навыки чтения и письма – 55%

Описание влияния внедрения практики на повышение уровня жизни получателей социальных услуг:

Практика влияет на коррекцию и развитие речевых навыков, а также на предоставление возможности в формировании коммуникативных навыков детей в групповых формах работы, тем самым развивая социализацию детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

Внедрение данной практики повышает эффективность логопедического занятия, что выражается в положительной мотивации ребенка, увеличении количества задач, которые решаются на занятии, разнообразии форм представления учебно-игрового и наглядного материала и форм организации образовательной деятельности. Ребенок активно включается в процесс овладения правильной и красивой речью.

            Оценка возможности тиражирования практики:

Актуальность внедрения интерактивного оборудования в коррекционный процесс с каждым днем возрастает. В связи с этим проявляется востребованность в изучении материалов по использованию и внедрению интерактивных комплексов в коррекционную работу.      Таким образом, разработанный материал может служить методическим сопровождением специалистов коррекционно-педагогической сферы разных регионов РФ в различных учреждениях, в которых внедряются интерактивное оборудование.

Результаты о внедрении практики размещены:

на официальном сайте учреждения, в социальных сетях ВКонтакте, в Одноклассниках;

в районной газете Каневские Зори от 15 февраля 2024 г. № 7 «Волшебство в наших руках»;

19 февраля 2024 г. опыт работы по внедрению практики предоставлен на Школе передового опыта «Успешные практики в социальной сфере. Опыт работы организаций социального обслуживания Краснодарского края» на базе ГКУ КК  «Краевой методический центр»

 

Учитель-логопед

ГКУ СО КК «Каневской реабилитационный центр»

Соляник Д.В.

 

Презентация