Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края
«Каневской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
Кружок в гостях у сказки 2019год

Мир кукол, масок и ярких красок

                С самого рождения человек испытывает потребность в общении с другими людьми. Для особенного ребенка обучение общению представляет большую значимость. Если ребенок будет способен выразить свои желания, нужды, попросить о помощи и прореагировать на слова говорящих с ним людей, он сможет войти в большой мир, адаптироваться и научиться жить в нем.

            Одной из самых эффективных реабилитационных технологий, помогающих взрослым решать проблему социализации детей с проблемами в развитии является творческая деятельность в рамках театро-терапии. В практике проведения реабилитационных мероприятий в государственном казенном учреждении социального обслуживания «Каневской реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» с особенными детьми прочно утвердились такие виды кукольного театра, как: настольный, пальчиковый, театр кукол бибабо по типу Петрушки, теневой. Элементы театро-терапии педагоги используют как при  проведении диагностики и коррекционных занятий, так и при организации кружковой деятельности. Для детей с ограниченными возможностями в учреждении организована работа  театрального кукольного кружка «В гостях у сказки». Вот уже на протяжении пяти лет его руководителем является педагог Бабич Ольга Валерьевна. В кружок принимаются все желающие. 

 Постигают искусство театрального кружка особенные дети постепенно: изучают историю театра, овладевают навыком работы с куклой, умением самостоятельно изготавливать куклы и бутафорию, а потом приступают к работе над выбранной пьесой. Проводимые педагогом  занятия  доставляют детям большое удовольствие и привлекают своей яркостью, красочностью, динамикой. Необычайность зрелища захватывает детей, переносит их в совершенно особый, увлекательный мир, где все необыкновенно, все возможно. Нередко ребята посещают занятия вместе с родителями, ведь каждый из детей с ограниченными возможностями имеет свои особенности характера, на которые накладывает отпечаток сама болезнь и отсутствие реальных связей с внешним миром сверстников. Многие из них посещают кружок уже несколько лет и являются помощниками руководителя и наставниками начинающих «актеров». Чем же так привлекает   кукольный театр ребят и их родителей? Тем, что занятия в нем не просто способствуют развитию детей и знакомят с окружающим миром, но и связывают между собой важнейшие функции: зрение, слух, речевую активность, двигательную координацию, мышление, память, воображение; повышают самооценку, избавляют от комплексов, помогают больным детям самоутвердиться, стать более коммуникабельными, открытыми в общении. Кружок посещают разновозрастные дети, с различными особенностями и возможностями. С первых занятий Ольга Валерьевна организует работу с ними таким образом, что каждый ребенок оказывается трижды психологически защищен. Во-первых – ширмой, за которой можно спрятать свое смущение и неуверенность, а при необходимости почувствовать руку мамы. Во-вторых, ребенок защищен перчаткой-куклой на руке, которая берет на себя его проблемы. В-третьих, специфика кукольного театра облегчает детям перенос внутренних переживаний на символический объект, ведь дети сами выбирают себе персонажей и обмениваются ими, имея возможность побывать и грозным волком, и бравым солдатом, и кротким зайчонком. Для особенных детей важно, что педагог на занятии всегда создает ситуацию успеха, не сравнивает, не оценивает, не критикует. Надевая куклу на руку и становясь за ширму, ребенок оказывается в ситуации «защищенного» актера. Если выступление прошло успешно – он чувствует себя счастливым победителем, если же оно было не совсем удачно, то ребенок подсознательно перекладывает вину на куклу или образ, который в нашем случае для этого и предназначен. В этом особенность театральной игры с больным ребенком - не усугубить комплексы, страхи и проблемы самооценки, а уйти от них. Таким образом, занятия в кукольном театре позволяют каждому оставаться самим собой, не испытывать неловкости, стыда, обиды от сравнения с более успешными детьми. Тем более мама рядом, она подскажет, произнесет забытую фразу, подхватит куклу, которую устала держать непослушная ручонка актера. Кукла – промежуточный объект взаимодействия детей и взрослых. Одевая на руку куклу, ребенок «передает» ей с радостью свои лучшие чувства, забывая о проблемах и страхах.

Очень важный момент в работе руководителя кукольного театра – подбор постановочных произведений - они должны быть доступны восприятию и пониманию детей. Сюжет произведения должен быть насыщен действиями, упражнениями на развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Ольга Валерьевна контролирует  процесс формирования звуковой стороны речи  ребят, учит правильно произносить звуки родного языка, четко и внятно воспроизводить слова и фразы, говорить достаточно громко, в нормальном темпе, употреблять интонационные средства выразительности. Богатые возможности для инсценирования представляют русские народные сказки.  Кроме них разыгрываются потешки и небольшие стихотворения.

Как выстраивает педагог работу с особенными ребятами?     

На первом этапе дети выступают ещё в роли зрителей. Но для того, чтобы они приобщались к самому действию, педагог использует настольный и пальчиковый театр, которые позволяет ему поиграть вместе с ребятами. Игры с пальчиковыми куклами помогают им лучше управлять движениями собственных пальцев, развивают речь и активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Все пальчиковые игры и упражнения делаются в медленном темпе и сопровождаются показом и четким произношением текста.   

На втором этапе дети постепенно осваивают простейшие приёмы кукловождения. Педагог вместе с детьми мастерит куклы к спектаклям или использует готовые. Для работы используются куклы различных систем, яркие, легкие, удобные в управлении,  Куклы для настольного театра должны быть небольшого размера, они могут быть разные: пластмассовые, резиновые, мягкие, сделанные из поролона, меха, ткани и другого материала. Театральная кукла может всё: разговорить застенчивого, успокоить расплакавшегося, развеселить грустного, занять разбегавшегося. Кукла сама по себе очень близка детскому восприятию, ведь с этой игрушкой они знакомы с самого раннего детства, поэтому и воспринимают её как близкого друга. А если этот до сих пор безмолвный друг неожиданно оживает у них на глазах, сам рассказывает истории, поёт, смеётся и плачет – это зрелище превращается для них в настоящий праздник. На этом этапе педагог знакомит детей с театральной ширмой и верховыми куклами. Ширма скрывает ребёнка и главным действующим лицом становится кукла. Ребёнок реализовывает себя лишь посредством голоса и движения куклой. Здесь свои сложности  в кукловождении, отличные от настольного театра. Ребёнку гораздо сложнее держать куклу за ширмой без опоры, нужно научиться плавно ввести куклу и также её вывести, поднимать и опускать руки, открывать рот у куклы. Всё это очень кропотливая и последовательная работа, длительный и бесконечный процесс, требующий развития памяти, внимания, речи, воображения, умения общаться с партнёром. 

Третий этап – работа с текстом. Читая и анализируя простейшие сценарии, дети учатся определять качества героев, последовательность событий и понимать общую картину и сюжет; заучивая текст и последовательность его произношения – развивают память. Ольга Валерьевна обращает внимание на то, насколько правильно говорят маленькие актеры, работает с ними над выразительностью речи, над силой голоса и интонацией. Благодаря специальным упражнениям и играм на звукоподражание  учит их не только громко, но и тихо, шепотом произносить слова,  менять интонацию, подражать голосам животных.

Четвертый этап - оформление спектакля: работа над декорациями и музыкальным оформлением также имеет большое значение потому, что развивает воображение, творческую активность, позволяет реализовать возможности особенных детей в данных областях деятельности. 

Результатом театральной деятельности особенных детей являются представления кукольного театра во время проведения досуговых и социально-значимых мероприятий, Дней открытых дверей, родительских собраний.

Роль кукольного театра в развитии ребёнка с ограниченными возможностями невозможно переоценить. Прежде всего, кукла помогает установить контакт с ребёнком, если он «закрепощён», эмоционально «зажат», боится незнакомых людей. Маленькая кукла вызывает меньше страха, опасений, и с ней ребёнок, особенно младшего возраста, быстрее идёт на контакт, нежели со взрослым. Дети, которые избегают прикосновений, скорее соглашаются дать руку и поздороваться с куклой, чем с педагогом. Активно взаимодействуя с куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Играя роль, он может не только представлять, но и эмоционально переживать поступки своего персонажа. Это, безусловно, влияет на развитие сферы его чувств. Эстетические переживания помогают ребенку испытать восхищение теми проявлениями жизни, которые он раньше не замечал, и передать их с помощью движений, жестов, мимики и других средств выразительности. Участие в создании кукольных спектаклей обеспечивает особенному ребенку защиту от собственных комплексов, оно создает максимально благоприятные условия для творческой самореализации, способствует установлению социальных связей, развитию личностного роста, учит принимать нравственные и моральные нормы общества, восполняет дефицит общения. Дети с ограниченными возможностями, соприкоснувшиеся с искусством кукольного театра, приобретают опыт сотрудничества, который рождает высокую мотивацию к дальнейшему развитию, способствует социальной адаптации.

Кукольный театр – это один из путей, ведущий ребёнка к жизненному успеху, ведь это путь побед над собой. Приобретая творческие навыки, навыки общения, дети становятся более раскрепощёнными, уверенными в себе, и всё это происходит естественно во время важного вида деятельности ребёнка – игры, игры с куклой. Эмоционально пережитый спектакль помогает определить  отношение детей к действующим лицам и их поступкам, вызывает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных. Увиденное в театре, расширяет кругозор детей и надолго остается у них в памяти: они делятся впечатлениями, рассказывают о спектакле родителям. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи и умению выражать свои чувства. Дети передают в рисунках различные эпизоды спектакля, лепят фигурки отдельных персонажей и целые сцены. Но самое яркое отражение кукольный спектакль находит в творческих играх: дети устраивают театр дома и сами или при помощи игрушек разыгрывают увиденное. Эти игры развивают творческие силы и способности особенных детей.  Занимаясь  с  детьми кукольным театром,  Ольга Валерьевна старается сделать жизнь наших воспитанников  интересной и содержательной, наполнить её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое  главное – навыки, полученные в театрализованных  играх, дети смогут  использовать в повседневной жизни.

 

 

Методист                                                                                                         С. М. Двойнишникова

 

Согласовано

Заместитель директора по ВРР                                                                                  Т.А. Клименко